Путеводитель по Испании: Барселона, ч. 5

Барселона, Саграда Фамилия

Архитектура Антонио Гауди

8 зданий Барселоны включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И целых 6 из них принадлежат творчеству одного-единственного человека — архитектора Антонио Гауди! Это собор Саграда Фамилия, Парк Гуэля, Дом Висенс, Дом Мила, Дом Бальо, Дворец Гуэля. Маршрут по ним насчитывает 8 км (с учетом осмотра занимает часа 4), если для вас это много — можно сесть на транспорт или специальный туристический автобус «hop on hop off»

Скачать файл маршрута. Загрузите его в телефон или навигатор и откройте вашей программой навигации, например Maps.me
Инструкция как это сделать

Храм Святого Семейства (Саграда Фамилия)

Самая известная достопримечательность Барселоны, точка must see для каждого туриста. Символ Барселоны, как Эйфелева башня — Парижа или Биг Бен — Лондона. Редкий случай в архитектуре, когда долгострой имеет такую огромную популярность, является источником притяжения миллионов туристов и входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Строительство собора началось в 1882 году архитектором Франсиско де Вильяра. Им было заложено строительство и возведена крипта под апсидой. Однако, Вильяр вскоре отказывается от проекта и его возглавляет Антонио Гауди, чья жизнь будет неразрывно связана со строительством собора. Жил архитектор в буквальном смысле, в самом соборе, в келье стоящегося здания. Строительство требовало от него максимального личного присутствия, собор стал для него и мастерской, и кровом и главным проектом. 43 года Гауди отдал своему творению, хотя при его жизни была реализована только треть замысла. Похоронен Антонио Гауди в крипте строящегося до сих пор собора.

Согласно планам Гауди храм должен иметь три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. 12 башен, по числу апостолов, еще 6 башен должны быть возведены над центральным нефом: 4 – в честь евангелистов, одна, посвященная Богородице, и самая высокая, 170-метровая – Христу.

При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов. Отделке башен архитектор уделял особое внимание, стремился сделать так, чтобы, по его собственному выражению, «ангелам было бы приятно на них смотреть»

Скульптурные группы фасада Рождества изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа. На фасаде точно воспроизведены растения, характерные для Палестины и Каталонии, а между башнями высится рождественское дерево.

Противоположный фасад Страстей Господних, построенный уже в наше время по проекту современного архитектора, барселонцы недолюбливают и называют «Звездными войнами». На месте жилого квартала на улице Майорка будет построена третья, заключительная часть храма Саграда Фамилия – фасад Воскресения Христова.

Как и в Средневековье, храм Саграда Фамилия возводится только на добровольные пожертвования. В последнее время каждый год только входные билеты и продажа сувениров приносят фонду храма несколько миллионов евро. На данный момент строительство завершено на 70%, предполагается, что полностью храм будет достроен к 2026 году.

Официальный сайт http://www.sagradafamilia.org/en/  Билеты лучше купить заранее.

Парк Гуэль

Самый известный парк Барселоны, создан Антонио Гауди для своего друга и покровителя Эусеби Гуэля. Это парк национального значения, художественный памятник Барселоны, а также часть Всемирного наследия ЮНЕСКО. Детали его построек отличаются причудливыми формами и яркими цветами, отлично вписывающимися в окружающий пейзаж. Излюбленное место фотосессий туристов — но нужно иметь в виду, что в парке очень (!) многолюдно, к большинству популярных объектов выстраиваются длинные очереди на фотосъемку. Самый знаменитый объект — витиеватая мозаичная скамейка в форме огромной змеи. Она находится на верхней террасе и оттуда открывается потрясающий вид на весь город. Вход в парк по билетам и для ограничения количества людей они продаются по сеансам, каждые полчаса по 400 билетов. Есть также онлайн продажа на сайте парка http://www.parkguell.cat

Дом Мила

Дом Мила был сооружен в 1906-1910 годах перед тем, как автор принялся за строительство Саграда Фамилия. Изначально он не произвел положительного впечатления и барселонцы даже прозвали его «La Pedrera» — каменоломня, потому что его фасад был слишком тяжеловесным и грузным. Но уже в 1984 году дом Мила внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и он стал первым зданием ХХ века, внесенным в список. В доме нет прямых линий и углов, изгибы балконов напоминают морские волны, каждая балконная решетка уникальна. Внутренние перегородки сдвижные и позволяют гибко менять дизайн пространства. Освещения в доме добавляют внутренние дворики, все вентиляционные трубы — в виде скульптур. Несмотря на барселонскую жару — система вентиляции позволяет обходиться без кондиционеров по сей день. Дом Мила является жилым, в большинстве апартаментов живут обычные люди. Но часть помещений доступна с экскурсией: выставочный зал на нижнем этаже; квартира на 7-м этаже; мансарда и терраса на крыше.

Дом Бальо

Вместе с соседними домами по бульвару Грасия дом Бальо образует «Квартал раздора». Так называют три здания, построенные вплотную друг к другу тремя знаменитыми барселонскими архитекторами и словно соперничающие между собой. Слева направо: Дом Мульерас (проект Энрике Сангиера, 1905 г.) дом Амалье (архитектор Пуч-и-Кадафальк, 1900 г) и дом Бальо (архитектор Гауди, 1877 г. и авторская реконструкция 1904-1906 г). Внешне Casa Batllo напоминает дракона: черепица на крыше как чешуя, гребень крыши как мощный хребет. Кривые ограды балконов похожи на кости жертв гигантского пресмыкающегося. Розы в декоре — символ святого Георгия. Издалека кажется, что дракон возлежит на крыше дома. Но святой Георгий, покровитель Каталонии, уже нанес свой удар. Башенка с крестом на крыше, как символ его христианского копья, пронзающего зверя. Торжество добра над злом – символика дома Бальо.

Дворец Гуэля

Жилой дом, построенный архитектором на раннем этапе творчества (1885-1890) в качестве парадной резиденции для его покровителя Эусебио Гуэля. Одна из самых значимых достопримечательностей Барселоны.  Неоготика и ар нуво из серого мрамора. Внутри огромный параболический купол, проходящий через несколько этажей. Единая система отопления вместе с вентиляцией. Большие двойные двери, украшенные потрясающей инкрустацией. Башни-дымоходы в виде скульптур. Вход внутрь по билетам, желательно не попасть в основной поток туристов

Гора и парк Монжуик

С южной стороны порта Барселоны возвышается холм Монжуик (Montjuic) высотой 173 метра. Римляне называли эту гору «Монс Йовис» в честь бога Юпитера. Современное  «Монжуик» происходит от словосочетания «еврейская гора» т.к. на склоне этой горы когда-то находилось еврейское кладбище.

Самый эффектный способ подняться на гору и совершить прогулку прямо над Барселоной — подняться на Монжуик по канатной дороге. Их две — одна ветка идет со стороны порта (Башня Сант-Себастиа, пляж Барселонета; Башня Жауме I; смотровая площадка Мирадор-де-Мирамар, гора Монжуик), другая со стороны города, от станции метро Парк Монжуик. Канатная дорога со стророны города также имеет три станции: Парк Монжуик, Мирадор-де-Мирамар и самая верхняя – крепость Монжуик.

Монжуик полон интересных мест: тут есть музеи, дворцы, памятники, сады и даже целый мини-город – Pueblo Español, «Испанская деревня». На склонах знаменитого холма расположились Национальный дворец, Этнологический и Археологический музеи, Греческий амфитеатр, Ботанический сад и Олимпийское кольцо.

Гора Монжуик всегда имела стратегическое значение для защиты Барселоны. В 1640 году наверху для обороны порта была построена военная крепость, сейчас в ней работает Военный исторический музей, где представлены старинное оружие и экспонаты, связанные с морским боем Лепанто и с каталонской и арабской историей.

Со стен крепости открывается отличный вид на город, порт и его окрестности.

 

Один из самых популярных объектов на холме Монжуик — комплекс «Испанская деревня», построенный в 1929 году по случаю Всемирной выставки. В этом мини-городке представлены архитектурные стили разных регионов Испании, а площади, улочки, дома отображают характерные черты готики и эпохи Возрождения в городах Каталонии, Арагона, Андалусии, Галисии, Кастилии. Помимо музея в «Испанской деревне» есть множество лавочек, где продается продукция местных ремесел. Народные умельцы прямо на глазах создают настоящие произведения искусства из керамики, кованого железа, стекла и дерева.

Рядом с Испанской деревней находится Национальный дворец, который был построен также в 1929 году и служил Павильоном электричества во время Всемирной выставки. Перед ним установлен «поющий» фонтан, превратившийся со временем в один из символов Барселоны. Вечерами у стен Дворца устраивают светомузыкальные представления: девять прожекторов, по количеству букв в слове «Барселона», подсвечивают каскады воды разными цветами, создавая замечательное зрелище.

Из крепости туда можно пройти пешком меньше чем за час, маршрут пройдет через Олимпийский стадион, Испанскую деревню и придет к поющему фонтану