Путеводитель по Испании: Жирона, ч. 1

Древний каталонский город Жирона богат многовековой культурой и историей, окрашенной легендами и мифами. Расположен он всего в 120 км от Барселоны и 30-40 км от курортов Коста-Брава. При этом в Жироне есть свой международный аэропорт, туда летают чартерные и регулярные рейсы, так что многие туристы изначально прибывают именно сюда. Если же вы не летите через Жирону — однозначно рекомендую специально приехать сюда и провести день в этом красивом и интересном месте с большим количеством достопримечательностей.

Жирона — одно из самых исторически богатых мест Испании, в городе прекрасно сохранившийся исторический центр с наследием разных культур – древнеримской, христианской, мусульманской и еврейской. В Старом и Новом городе можно побродить в узких улочках,  понаблюдать местную жизнь, посидеть в уютном кафе. В Жироне снимались многие известные фильмы, в том числе мировой бестселлер «Парфюмер» (2006 г) и 6-й сезон знаменитой саги «Игра престолов», где Жирона предстает в образе города Браавос.

Легенда возникновения Жироны связана с трехголовым мифическим гигантом Жерио, который жил в этих местах. Пораженный красотой дочери властелина Иберии, юной Пирене, он убил ее отца и забрал красавицу себе. От их союза родилось три мальчика. Но Пирене не смогла жить с монстром и при первой же возможности бежала в лес. Жерио поджег лес, и Пирене погибла, успев перед смертью рассказать о трагедии Гераклу, влюбленному в нее. Геракл в титаническом бою сразил гиганта, отомстив за гибель красавицы. Он отдал северные земли сыновьям Жерио, которые и основали город Жирона, а также назвали горы в честь своей матери – Пиренеями.

Другая легенда называет основателем города его освободителя от мусульманского господства императора Карла Великого. По легенде он одним ударом меча разделил окрестные горы на две части и на образовавшемся месте основал город Жирону. Конечно иметь основателем самого Карла Великого весьма почетно, однако в его время Жироне насчитывалось уже почти тысяча лет 🙂

Древний средневековый город, упоминаниям о котором более 2000 лет, Жирона была основана по историческим данным в 79 году до н. э. как крепость на дороге в Галлию и изначально названа римлянами Герунда (лат. Gerunda). Она считалась значительным военным пунктом и часто упоминается в истории войн с маврами. В VIII веке н.э. Жирона находилась под властью мавров; при Карле Великом дважды переходила от мавров к христианам в 785 и 797 годах. После освобождения Жироны от мавров Карл Великий сделал ее столицей графства, вошедшего в состав Испанской марки. В конце VIII—IX веках Жирона использовалась франками как удобная база для подготовки походов на еще занятые маврами южные территории Испании. В XI веке Альфонсо I Арагонский даровал Жироне статус города.

Графство Жирона — одно из 14 первоначальных каталонских графств. В 1351 году король Арагона даровал своему старшему сыну титул герцога Жиронского. С тех пор «принц Жиронский» — официальный титул наследника арагонской короны. В XIV—XVI веках — один из наиболее преуспевающих городов Западного Средиземноморья со значительной еврейской общиной. Находясь близко к границе с Францией, Жирона много воевала, 25 раз подвергалась осаде, но взята была лишь 7 раз. В XVII—XVIII веках неоднократно переходила к Франции и вновь возвращалась к Испании. С середины XIX века начался экономический подъем города; строились новые промышленные предприятия, благоустраивались улицы города — уже в 1886 году в Жироне появилась улица, освещенная электрическими фонарями. С 1980-х годов Жирона становится туристическим и культурным центром.

Кольцевой маршрут по средневековой Жироне 2,7 км, рассчитывайте примерно на 3-4 часа

Скачать файл маршрута. Загрузите его в телефон или навигатор и откройте вашей программой навигации, например Maps.me
Инструкция как это сделать

Ориентиром для прогулок по Жироне обычно служит река Оньяр, которая разделяет Старый город и Новый город. Эта река известна тем, что вдоль нее расположились симпатичные разноцветные дома, ставшие визитной карточкой города и всей Каталонии (но о них поговорим позже). Одна из центральных площадей Жироны, площадь Каталонии, расположена прямо поверх реки Оньяр — она является очень широким мостом, соединяющим оба берега. С неё начинается наш маршрут.

На западной стороне моста-площади стоит старинный госпиталь св. Катерины, основанный в 1211 году монашеским орденом св. Мартина. Изначально он располагался за городскими стенами, на дороге в Барселону. Предназначался госпиталь для бедных, пилигримов и т.д., работали в нем монахи. Здание госпиталя, которое мы видим сейчас, построено в 1655 году. Оно выполнено по модели госпиталей XVII века, с центральным внутренним двором, церковью и строгим внешним оформлением. По тем временам госпиталь был большой и хороший, в нем были лепрозорий, хоспис, детский приют и т.д., он считался одним из лучших в Испании. Внутри сохранилась красивая отделка керамической плиткой, деревянные панели, старинная мебель. Самое интересное в нем — аптека св. Катерины XVII века, с рифленым сводом и декоративной живописью на потолке, изображающей процесс выведения медицинских формул. В аптеке сохранились деревянные панели и столы, сотни посудин с лекарствами трехсотлетней давности, историческое оборудование для приготовления лекарств, хирургические инструменты, библиотека. Аптека св. Катерины входит в состав Музея искусств Жироны, она открыта для туристов, ее стоит посетить. Место очень атмосферное, уровень сохранности редкостный.

Следующая точка — дворец Агуллана, средневековый замок, строившийся на протяжении XIV – XVII веков. Легенды связывают его владельцев с вампирами, а самому дворцу приписывают наличие скрытых тайных комнат. Само здание необычной архитектуры, выстроено прямо над скошенным арочным пролетом. Дворец по-прежнему сохраняет аристократические щиты, украшения того времени н некоторые детали готического периода. Пролет выводит к высокой каменной лестнице, поднимающейся каскадами к стоящей рядом иезуитской церкви Сан Марти Сакоста (Sant Marti Sacosta). Весь ансамбль является одним из самых популярных мест Жироны среди художников:

Монастырь св. Доминика основан в 1253 году местным епископом, монахом доминиканского ордена. Сейчас здесь размещается Жиронский университет, благодаря ему комплекс зданий монастыря хорошо реставрирован. Основное здание — однонефная церковь, украшенная интересной апсидой с гранями, а внутри разделенная колоннами на пять частей. Тут узкие окна, необычные контрфорсы и часовни, встроенные между контрфорсами.  Монастырь, как и многие другие в Средиземноморье, был спланирован вокруг клуатров. Сохранившийся клуатр относится к 13—14 векам и содержит очень красивые ренессансные декоративные элементы. Можно посмотреть кельи, трапезные и т.д.

Основная особенность всех зданий монастыря — в том, что их относительно мало перестраивали. Поэтому они сохранили довольно редкий в чистом виде стиль, обычно называемый примитивной каталонской готикой. Для него характерны малое количество внешних декоративных элементов,  простота и сглаженность форм, небольшое количество окон и множество технических особенностей. Монастырь св. Доминика считается одним из самых ярких образцов этого стиля.

Одна из самых фундаментальных построек города — мощная фортификационная система. Первые стены вокруг Жироны построили римляне около двух тысяч лет назад. Затем их увеличили и перестроили в 9 и 10 веках, а затем еще дважды — в 14 и 17 веках. При каждой перестройке в новые стены включали прежние, дополнив и увеличив их, так что в той стене, что мы видим сейчас, есть и древнеримские, и раннесредневековые, и более современные части. Стена сохранилась большими фрагментами, которые тщательно отреставрированы и открыты для туристов.

Римские фундаменты есть под большинством сохранившихся башен, но самый большой — под знаменитой башней Жиронелья (Torre Gironella). Верх ее надстроили позже, но основа еще римская и относится к 1 веку н. э. Прилегающие к ней части стен — той же эпохи. Когда-то это был основной оборонный форт города. Башня Жиронелья известна тем, что во время антисемитских погромов в XIV веке она приютила 40 изгнанных евреев. Несмотря на многочисленные осады и штурмы, сегодня башня в прекрасном состоянии и вы можете подняться на нее по внутренней винтовой лестнице, увидеть панораму средневековой Жироны.

Часть стены, относящаяся к 9-11 вв. превращена в прогулочный променад, он называется Passeig De La Muralla. Обязательно пройдите по нему – оттуда чудесный вид на Старый город, поразглядывать его с бастионов и оборонных площадок — одно удовольствие.

Средневековый туалет прямо на крепостной стене.

Вид со стены на центр Жироны

Старинные городские ворота и защищающее их укрепление, римская эпоха.

Рядом со стеной располагаются Алеманские сады – небольшой оазис и отличное местодля отдыха. Сады были основаны в XVII столетии. Название Алеманские (немецкие) происходит от казарм для немецких наемников, размещавшихся рядом. После того как французы на время завоевали город, казармы были разрушены, а на их месте впоследствии был разбит этот замечательный цветник. Растительность здесь разнообразная, но в основном представлена традиционными для этих мест экземплярами.

Еще одна жиронская легенда гласит, что в городе жила сильная ведьма, демонстрировавшая свою ненависть к добрым христианам, бросая камни в кафедральный собор и в процессии верующих на праздниках. Но однажды зазвучали все колокола собора, и, по божественной воле, ведьма окаменела. Жиронцы подвесили ведьму, превращенную в горгулью, на самую высокую часть собора. С того дня можно видеть фигуру ведьмы постоянно смотрящей в пол, приговоренную к тому, что она никогда не сможет посмотреть в небо. Из ее уст вытекают уже не проклятия, а очищенная дождевая вода. Водосточный желоб в виде ведьмы относится к середине XIV века и легко узнаваем, т.к. это единственный желоб собора, имеющий человеческий облик.

Епископский дворец Жироны очень хорошо сохранился — он использовался по прямому назначению аж до 1976 года, когда был передан церковью городу Жирона для организации в нем музея. Это очень старое здание — основа его была построена в конце Х века. В 13 веке здание перестроили в готическое, в 14 веке сделали пристройки, добавили тюрьму и переделали так, чтобы фасад стал похож на форт, в 15 и 16 столетиях добавили новые части и пробили окна, а дальше уже только декорировали и добавляли небольшие архитектурные детали, тоже в основном украшающие.

Дворец скомпонован вокруг центрального внутреннего двора-патио, в дальней его части расположены Тронный зал и Тюремная башня, а возле них разбиты три сада. По сторонам расположены галереи, комнаты и часовни.  Впечатляет тюремная башня, которая предназначалась для людей, арестованных по обвинениям в религиозных преступлениях. Мрачное место, стены до сих пор в надписях, сделанных узниками. Тронный зал очень причудливый, он предназначался для визитов монархов, сейчас тут экспонируются редкие объекты ранней живописи.

В настоящее время дворец занимает Музей искусств Жироны, поэтому внутри здание частично перестроено под выставочные залы, но сохранилось много и нетронутых частей. Главный экспонат музея – старинный серебряный алтарь X века из монастыря Сан-Пере-де-Родес (о котором я уже писал)

Покровителем Жироны считается св. Нарцисс, с ним связано множество легенд и историй. В конце 304 года н. э. св. Нарцисс прибыл в город вместе со св. Феликсом, где и начал свое епископское служение. А в 307 году, спустя три года, он был казнен язычниками-римлянами. Но в памяти жиронцев он остался целителем и верным защитником города, спасающим его от  наводнений, осад и эпидемий. Его святая жизнь всегда была наполнена чудесами, да и после смерти покровительство епископа оставалось неизменным. Мощи св. Нарцисса покоятся в красивом соборе Sant Feliu, которая расположена в готическом квартале.

Собор Sant Feliu многогранен: основное здание романское, неф готический, а фасад — в стиле барокко. Первое церковное здание на этом месте было, предположительно, построено в еще в 4 веке н. э., на месте или захоронения св. Нарцисса и св. Феликса (он же Фелиу, или Филипп). Связанная со Святым Нарциссом легенда — одна из важнейших в городской мифологии Жироны. В 1285 году Жирону осаждали французские войска Филиппа II Смелого. Они вошли в город, убивали людей, жгли и грабили дома и храмы. Проникнув в церковь Сан-Фелиу, они попытались осквернить надгробие св. Нарцисса. Но из гробницы вылетели тучи ядовитых мух, которые набросились на французских солдат и их лошадей. Искусанные люди и животные погибали в страшных мучениях. С тех пор мухи являются наиболее узнаваемым иконографическим атрибутом св. Нарцисса и одним из символов города. В Жироне можно встретить множество таких изображений, в том числе в виде фигурок, открыток, футболок и прочих сувениров.

Внутри сохранилось красочное готическое убранство, чудесные росписи 14 века. Сейчас их можно посмотреть на потолках, стенах и архитектурных деталях. Причудливые драконы, цветочные орнаменты, картины из жития св. Филиппа и св. Нарцисса. Старейший резной готический алтарь этой церкви хранится в Музее искусств Жироны, но остальное здесь: картины, росписи, декоративные панели и другое.

У св. Нарцисса была экономка, сопровождавшей его при поселении в Жироне. Этой женщине было больше ста лет, однако ее внешний вид был на удивление цветущим. Экономка имела способности прекрасной кухарки; она изобрела такие блюда, как гусь с грушами, и фаршированные яблоки; знала лекарственные растения и умела колдовать. Она наряжалась в роскошные шляпки и платья из кричащих тканей с вышитыми на подшивке бубенцами. Женщиной она была весьма плутоватой, ей нравилось выслушивать и распространять слухи, а также всячески досаждать святому, который кротко терпел ее выходки. Однажды она рассказала сплетню о св. Нарциссе, которая достигла ушей святого. Тот разозлился и лишил ее всех полномочий.

С тех пор экономка зажила жизнью, полной покаяния, и посвятила себя уходу за бедными и слабыми. В качестве памяти раскаивавшейся домоправительнице, жители Жироны воздвигли статую из жиронского камня возле места, где она жила — в садах напротив Арабских Бань.  Статуя воспроизводит полную фигуру экономки, стоящую с книгой Тайн в руках.

«Арабские бани» в Жироне — к арабам или арабским странам не имеют никакого отношения. Они были построены в 1129 году по образцу древнеримских терм. В дворцовых бумагах упомянуто их открытие по королевскому заказу в качестве публичных бань, для нужд населения. К этому моменту прошло уже несколько сотен лет после того, как арабы были изгнаны с этих земель, но название «арабские» возникло из-за схожести стиля строений с архитектурой мусульманских средневековых бань.

Здание построено в романском стиле, оно низкое и приземистое, с мощными стенами и открытым куполом бассейна, из светлого камня. Во внутреннем устройстве создатели взяли за образец греческие и римские банные традиции, создав все полагающиеся по греческим канонам залы. Сооружение имеет прямоугольную форму, в нем располагается пять отделений. Первое — аподитерий (Apodyterium), или зал для отдыха, самый большой. Он использовался для отдыха и бесед, а также как гардероб. Это помещение с нишами для одежды и сидениями по стенам, в центре которого расположен большой восьмиугольный бассейн с водой в котором можно было умыться. Следующая часть — фригидарий (Frigidarium), он служил для ополаскивания в холодной воде, поэтому отопления тут не было. За ним находился тепидарий (Tepidarium) — теплый зал, предназначенный для первого, не слишком сильного прогрева. Пол его заливали слоем теплой воды, тут есть отопление и система, гоняющая по помещению горячий воздух. Следующий отдел — кальдарий (Caldarium), или парная, тут помещались бассейн с горячей водой и система подачи горячего воздуха, но они не сохранились. В горячем отделении была система подогрева, скрытая под полом и в каменных стенах, пол с цветной мозаикой. Последний, технический отдел бань — топки для отопительной системы, баки для нагрева воды и прочее.

Продолжение следует..