Путеводитель по Испании: Жирона, ч. 2

Кафедральный собор Жироны

Кафедральный собор Жироны недаром считается визитной карточкой города — это самый большой и красивый собор Каталонии. Его неф (внутреннее пространство) по ширине лишь на 2 метра уступает самому большому в мире нефу собора Святого Петра в Риме и занимает второе место! История собора началась еще с античного святилища Аполлона, на руинах которого в X-XI веках была возведена романская усыпальница, от которой до наших дней сохранилась крытая галерея. Спустя три столетия (в 1312 году) здесь же началось строительство кафедрального собора в готическом стиле, который был освящен в честь Святой Марии.

Фасад собора в стиле барокко был в основном построен в 1730 году (начато строительство в 1606 году). Фасад разделен на три части, в которых установлены семь статуй. Верхняя часть фасада завершается огромным круглым окном.

Чтобы попасть внутрь собора, туристам и прихожанам нужно преодолеть большую лестницу, состоящую из 90 ступенек. В XVII веке, когда она была построена, это была самая большая лестница в Испании. Лестница у собора появилась не случайно: необходимо было как-то увеличить вместимость соборной площади. Она была небольшая, что до XVII столетия приводило к массовым столпотворениям и беспорядкам во время проведения католических празднеств. Тогда городские власти возвели лестницу, которая позволила бы всем желающим принять участие в богослужениях. Почти сразу появилось поверье, согласно которому верующий человек, поднимаясь по ступеням соборной лестницы, должен  начать отмаливать свои грехи: одна ступень – один грех. Таким образом, посетив это место, можно освободиться от тяжести своих проступков.

В наше время перед гигантской лестницей часто проводят музыкальные выступления и фестивали, лестница служит амфитеатром для зрителей.

Колокольню жиронского собора, достроенную уже в 18 веке, венчает металлическая фигура-флюгер, сделанная из бронзы – узнаваемый символ города, олицетворение веры.  Крылья за ее спиной хорошо видны даже издалека, за них фигурку прозвали Ангелом собора.

Южный портал собора:

Интерьер кафедрального собора не менее великолепен, чем его внешний вид. Внутри царит особая атмосфера, охарактеризовать которую можно как духовность и величие. Можно взять аудиогид (есть на русском языке) и не спеша осмотреть интерьеры и уникальную коллекцию соборного музея.

Самым удивительным по красоте и величию в этом огромной здании является огромный готический неф — вытянутый в длину внутренний объем собора, прямоугольный по форме. Впечатляют его размеры: длина 50 м, высота 34 м (это 11-ти этажное здание!) и ширина 23 м. Жиронский собор по ширине лишь на 2 м уступает центральному нефу собора Святого Петра в Риме.

Над нефом переплетаются огромные диагональные арки, которые опираются на группу колонн. Архитектором, работавшим над созданием поражающего воображение гигантского свода, был Гильермо Бофилль.

Одно из главных украшений храма — старинные витражи, многие из которых были тщательно реставрированы. Среди них особо выделяются два круглых окна-розы, работы первой трети XVIII века известного барселонского мастера Франциска Саладриги (Francesc Saladriga), который считается одним из лучших в стиле барокко

Позади главного алтаря, стоит трон Карла Великого, вырезанный из цельного куска мрамора. Трон принадлежит XI веку и является одним из важнейших образцов епископского престола в европейской римской архитектуре. Согласно легенде, если двое влюбленных сядут возле трона, в течение года они обязательно поженятся.

Кафедральный Собор Жироны имеет клуатр (внутренний двор), периметр которого занимают галереи. Под плитами пола похоронены знаменитые и выдающиеся личности, входившие в монашеское братство. Каждая плита пола — это захоронение.

Музей центрального собора

Слева от главного входа располагается музей, в котором собраны уникальные шедевры, произведения искусств, созданные в различные эпохи: скульптуры, манускрипты, изделия из золота и серебра и многое другое.

Главная реликвия – гигантский (3,65 на 4,7 метра) тканый каталонский гобелен «Сотворение мира» (XI-XII в.)

Гобелен (или, как его часто называют, Ковёр) Сотворения мира в кафедральном соборе Жироны — одно из самых загадочных произведений искусства эпохи европейской романики.  Это произведение уникально как своей величиной, так и иконографической программой, оригинально объединяющей в себе библейскую историю Сотворения мира, космографический календарь и легенду об Истинном Кресте. Жиронский Ковер, скорее всего, использовался как украшение; его стелили перед алтарём во время Пасхи и праздников Обретения и Воздвижения Святого Креста.

С технической точки зрения вышитая ткань уникальна: вышивка выполнена по красноватой тонкой шерсти (саржевого переплетения). Шерстяная основа вышита шерстяной же нитью и отбеленным льняным волокном длинной иглой, следующей в вертикальном направлении. Использована техника, характерная для асu pictae или художественной вышивки, где черная нить применялась для обводки фигур и отделения одного цвета от другого, подобно тому, как это делалось в настенных росписях. Цвета здесь весьма разнообразны, ярки и контрастны: преобладают зеленый, желтый, красный, терракотовый, голубой и белый, Винные меха «кардинальных ветров» изображены в желтых тонах, сцены Книги Бытия — в терракотовом цвете, а цикл, посвященный Обретению Креста, выполнен в интенсивных зеленых, темно-голубых тонах на красно-пурпурном фоне; надписи сделаны жёлтыми, голубыми и розоватыми буквами на белом фоне. Итог этой работы абсолютно уникален и демонстрирует огромное мастерство и блестящую технику.

  

Прогулка по Жироне

Все, кто приезжают побродить по старым кварталам Жироны, так или иначе попадают к необычным зданиям на набережной реки Оньяр. Собственно, никакой набережной как таковой в этом месте нет, она начинается только после площади Каталонии. А здесь – живописно нависающие прямо над рекой разноцветные домики, будто и вовсе без фундамента. Их так и прозвали — «Подвешенные дома» (Casas colgantes sobre el rio Onar).

Построили их в XVII веке на месте снесенной городской стены, используя оставшийся цоколь. Потом они много раз перестраивались, но яркую внешность сохранили. Любоваться яркими и красочными домами на берегу Оньяр можно с любого моста через реку, но особенно красивый вид открывается с двух мостов: Понт-де-Педра (Pont de Pedra) и Понт-де-Сан-Агусти (Pont de Sant Agusti)

Проект одного из городских мостов сделан знаменитым французским инженером Густавом Эйфелем в 1876 году, за 13 лет до возведения башни в Париже. Он сконструировал около двадцати мостов по всему миру, а в Жироне можно увидеть одно из самых компактных его творений, которое было революционным для своего времени. Мост состоит из переплетения металлических конструкций и стальных опор, выкрашенных в красный цвет, и очень удачно вписывается в городской ландшафт.

Каждый уважающий себя город Каталонии имеет собственную Рамблу. Жирона не стала исключением.

Рамбла-де-ла-Либертат – сердце города, главная городская улица на берегу реки Оньяр. Когда-то вдоль улицы шла городская стена, защищая город со стороны реки, но в 1809 году её частично разрушили войска Наполеона. Сохранились лишь северный и восточный участки укрепления. Свой внешний вид улица обрела в 19-м веке во время реставрации набережной реки Оньяр. И вот уже более двух сотен лет сюда стекаются торговцы со всех окрестностей. Ремесленники и фермеры продают изготовленные своими руками товары. На этом рынке можно купить любую вещь, необходимую в хозяйстве, или сувенир на память. Здесь располагаются самые лучшие рестораны и закусочные, отличающиеся комфортом и характерным колоритом, присущим только Жироне, и модные бутики, а по выходным на Рамбла-де-ла-Либертат работает цветочная ярмарка.