Путеводитель по Испании: Монастырь Сант-Пере-де-Родес, ч. 1

Сант-Пере-де-Родес (Sant Pere de Rodes) – самый крупный, известный и древний средневековый монастырь в провинции Жирона, старейшая бенедиктинская обитель — крепость, основанная как минимум в 10-м веке. Находится на горе Вердера на высоте 520 метров в массиве Сьерра-де-Родес, недалеко от города Порт де ла Сельва (El Port de la Selva). На картах Гугл про монастырь написано «полуразрушенный» — но в наше время строения монастыря тщательно законсервированы и реставрируются, он является действующим музеем и культурным центром. Официальный сайт музея

Маршрут по окрестностям монастыря займет часа 2-3, его можно сократить если не подниматься к замку Вердеры. Машину нужно оставить на парковке в точке GIP-6041.

Скачать файл маршрута. Загрузите его в телефон или навигатор и откройте вашей программой навигации, например Maps.me
Инструкция как это сделать

Небольшой каталонский городок Порт де ла Сельва имеет многовековую историю. Впервые он упоминается в 974 году в связи с пожертвованием графом Гаусфредо из Ампуриаса крупной денежной суммы расположенному поблизости монастырю Сан-Пере-де-Родес. Долгое время основным видом деятельности местного населения были рыбная ловля и морская торговля, сейчас — туризм и спорт клубы яхтинга, виндсерфинга и парасейлинга.

Есть несколько легенд о происхождении монастыря, который возможно ведёт свое начало от первого века с Рождества Христова. Согласно первой легенде, христиане, плывшие из Рима, спаслись в бухте Порт де ла Сельва от шторма, и, в благодарность Господу, основали в этом месте монастырь. Другая легенда гласит, что обитель возникла на месте древнего храма Афродиты: его построили римляне, спасшиеся в бухте от шторма. Третья — что три священника, преследуемые врагами, спрятали в здешних горах святые реликвии (голову и руку Святого Петра). Но более правдоподобно, что монастырь был основан в 610 году в царствование императора Фоки. Папой Римским сюда были переданы для сохранения и спасения священные реликвии — мощи святого апостола Петра и других мучеников за веру. Реликвии были привезены на судне и надёжно спрятаны, чтобы затем вернуть их обратно в Рим, когда бы опасность миновала. Однако позже место сохранения реликвий так и не смогли найти — и было решено построить здесь монастырь. Во всяком случае, археологические раскопки доказали существование на этом месте большого здания уже в VI веке.

Долгое время у обители были надежные покровители среди дворянства, свои земли, обширное хозяйство, большое влияние. До XIII века постоянно расширялась территория монастыря, росло его благосостояние. Сан-Пере-де-Родес — важнейшее место паломничества с XI по XVII века. Он был одним из трех основных святых мест Испании наряду с Сантьяго-де-Компостела и Санто Торибио де Льебанa. Власть монастыря простиралась от Барселоны до Росельо.  Папа Бенито VII предоставил монастырю право выдачи индульгенций для паломников, которые приезжают в Сан-Пере-де-Родес — таким образом делая его равнозначным для паломничества могиле святого Петра в Риме. Но после эпидемии чумы в XIV веке обитель приходит в упадок, крепость неоднократно берут штурмом французские войска и морские пираты. В 1798 году отсюда ушли последние братья-бенедиктинцы. С исчезновением монахов монастырь был окончательно заброшен и разрушен.

Живописные руины долгое время служили только натурой для художников, но в XX веке было решено восстановить монастырь. В 1930 году его причислили к историческим памятникам и началось поэтапное восстановление. Сейчас это действующий музей и культурный центр, в летние месяцы в монастыре проходит музыкальный фестиваль Сан-Пере-де-Родес. Можно взять подробный аудиогид на русском языке по всем помещениям комплекса.

Самой яркой чертой убранства обители был входной портал центрального собора, выполненный в мраморе знаменитой мастерской мастера Кабестаны в середине XII века. К сожалению, портал был разграблен в начале 19-го века, и большинство его частей теперь разбросаны в музеях и коллекциях по всему миру. Из внутренней части дверного проема в монастыре осталось лишь два небольших фрагмента

Точная датировка самого центрального собора монастыря по-прежнему является предметом обсуждения среди историков. Недавние исследования показывают, что строительство было выполнено в X веке и уже к 1022 году храм был освящен. Изучение собора осложняется скудностью сохранившейся документации и большой оригинальностью его архитектуры, которые делают его уникальным в средневековом мире.

Неф центрального собора — X-XI вв. выполнен в стиле построек римского периода. Свод над центральным нефом имеет высоту 16 метров (это высота 5-ти этажного дома!) и поддерживается мощной системой колонн, которая является самой замечательной особенностью здания. Капители колонн нефа имеет коринфский стиль, аркадные арки украшены чередующимися узорами. Боковые проходы, покрытые арочными сводами, выступают в качестве контрфорсов для центрального прохода, и соединяются с основной апсидой. Боковые апсиды храма посвящены апостолам Павлу и Андрею, центральная апсида святому Петру. Центральная апсида — сложной конструкции, с криптой и амбулаторией. Прямоугольное отверстие в ее полу вело в камеру, использовавшуюся для хранения главных реликвий монастыря.

Чтобы понять масштаб работ, выполненных при строительстве церкви Сант-Пере-де-Родес — имейте в виду, что она стоит на склоне крутого холма. Холм был вручную срыт с южной стороны, а на северной стороне для подъема уровня грунта было добавлено до четырех метров насыпи!

Крипта собора — хранилище главных реликвий монастыря, особенно святое место. Архитектурно, строительство крипты было использовано для компенсации разницы в уровне земли, что позволило возвести над ней апсиду. На западной стороне можно увидеть, возможно, древнейший фрагмент: пилястр с пальмовым сводом, который поддерживает не только потолок крипты, но и вес всех вышестоящих ооружений.

Верхний клуатр (внутренний дворик) 12-го века. Его постройка была одним из важных этапов расширения, выполненных монастырем в 12 веке. Тогда великолепие и процветание монастыря сделало недостаточным только один старый нижний клуатр и решено было построить второй. Топография места затрудняла расширение обители, поэтому было решено построить новый вторым этажом, поверх старого. Внутренний дворик можно считать сердцем бенедиктинского монастыря. Это было было место, где можно было читать, писать, медитировать, но, прежде всего, он объединял все пространства монастыря, и вел в комнаты, используемые монахами в повседневной жизни.

Продолжение в следующей статье